Понятие ИЛМ
Модель "Сущность-Связь"
Методика построения ИЛМ
Пример ИЛМ
Вопросы для самоконтроля
Допустим, нам необходимо автоматизировать работу кафедры. Следовательно, предметной обастью нашего проектирования является работа кафедры. Опишем ПрО, подлежащую автоматизации.
Выделим фрагменты, подлежащие охвату ИС:
-профессорско-преподавательский состав (ППС) кафедры;
-составление учебной нагрузки преподавателя.
Рассмотрим выделенные фрагменты предметной области.
Профессорско-преподавательский состав (ППС) кафедры
В процессе этого фрагмента заинтересованы студенты, преподаватели и заведующий кафедрой. Ввод сведений осуществляется секретарем или заведующим кафедрой. Часть информации о ППС (например, анкетные данные) доступна только заведующему кафедрой, остальная информация (например, должность, ученая степень, звание) доступна всем.
Составление учебной нагрузки преподавателя
В данном процессе заинтересованы преподаватели кафедры. План учебной нагрузки преподавателя составляется заведующим кафедрой в период середина июня - середина августа. Учебная нагрузка содержит сведения о дисциплинах, которые ведет преподаватель, и трудоемкости дисциплины.
Каждый из вышеуказанных фрагментов предметной области
характеризуется входнями/выходными сообщениями.
Рассмотрим наименования сообщений и входящие в них атрибуты.
1. Сообщение "Информация о преподавателе"
содержит записи следующей структуры:
ФИО | Адрес | Дата рождения | Ученая степень | Ученое звание | Должность | Стаж |
---|---|---|---|---|---|---|
Иванов Сергей Анатольевич | Пролетарская, 117 | 11.07.1955 | д.т.н. | профессор | профессор | 22 |
Козлова Вероника Петровна | Ленинская, 17, кв. 5 | 01.09.1963 | к.т.н. | доцент | доцент | 16 |
Карпов Виктор Львович | Пушкинская, 37, кв. 10 | 08.12.1970 | - | - | страший преподаватель | 10 |
2. Сообщение "Трудоемкость дисциплины"
cодержит атрибуты:
Название дисциплины | Семестр | Л | ЛЗ | ПЗ |
---|---|---|---|---|
Базы данных | 5 | 34 | 34 | - |
Дискретная математика | 3 | 34 | 34 | 17 |
Математические методы защиты информации | 7 | 34 | 17 | 17 |
Л - количество лекционных часов
ЛЗ - количество лабораторных занятий
ПЗ - количество практических занятий
3. Сообщение "Учебная нагрузка преподавателя"
cодержит атрибуты:
ФИО | Название дисциплины | Количество часов |
---|---|---|
Шалкина Т.Н. | Базы данных | 68 |
Ананьева Е.И. | Дискретная математика | 85 |
Реннер А.Г. | Математические методы защиты информации | 85 |
В результате агрегации атрибутов можно выделить следующие объекты.
Описание объекта ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Название атрибута |
---|
ФИО |
Адрес |
Дата рождения |
Должность |
Стаж |
Ученая степень (кандидат, доктор) |
Ученое звание (доцент, профессор, академик) |
КОД |
Как Вы помните, каждый объект предметной области должен однозначно идентифицироваться атрибутом. Среди перечисленных атрибутов нет такого, который бы однозначно идентифицировал объект. Согласитесь фамилия может быть у нескольких людей одинаковая, также как имя, отчество и другие атрибуты. Никакая группа из перечисленных атрибутов не может также служить идентификатором. Поэтому к свойствам данного объекта мы добавляем некоторое абстрактное свойство как КОД преподавателя, содержащее числовое значение для каждого преподавателя уникальное.
Описание объекта ДИСЦИПЛИНА
Название атрибута |
---|
Наименование дисциплины |
Семестр |
Количество лекционных часов |
Количество часов для практических занятий |
Количество часов для лабораторных занятий |
КОД ДИСЦИПЛИНЫ |
В качестве идентификатора возьмем КОД ДИСЦИПЛИНЫ.
ER-диаграмма и формализованное описание рассматриваемой нами предметной области будет выглядеть следующим образом.
Рисунок 3.5 - ER-диаграмма предметной области
Формализованное описание данной предметной области можно представить в виде двух следующих таблиц:
Таблица 3.1 - Объекты
Объект / свойства | Ключ | Логические ограничения | Физические характеристики | Процессы |
---|---|---|---|---|
Преподаватель | ||||
КОД | У | 1-99 | Числовой, обязателен | Генерируется программно |
ФИО | - | 100 | Символьный, обязателен | Вводится оператором |
Адрес | - | 100 | Символьный, обязателен | |
Стаж | - | 0-99 | Числовой, обязателен | |
Дата рождения | - | 8 | Тип Дата, необязателен | |
Должность | В | 0-99 | Числовой, обязателен | |
Ученая степень | В | 0-99 | Числовой | |
Ученое звание | В | 0-9 | Числовой | |
Дисциплина | ||||
КОД ДИСЦИПЛИНЫ | У | 1-99 | Числовой, обязателен | Генерируется программно |
Наименование дисциплины | - | 100 | Символьный, обязателен | Вводится оператором |
Семестр | - | 1-9 | Числовой, обязателен | |
Л | - | 0-99 | Числовой | |
ПЗ | - | 0-999 | Числовой | |
ЛЗ | - | 0-999 | Числовой |
Таблица 3.2 - Cвязи
Название связи | Объекты связи | Тип связи | Процессы |
---|---|---|---|
Преподает | Преподаватель : Дисциплина | М : М | Возникает при печати сообщения 3 |
На этом этап инфологического проектирования заканчивается.
Предыдущая страница | Следующая страница |